За 300(V)

За 300(V)

Рассуждения о том, какое масло, как и когда нужно лить в двигатель, подобны разговорам, с какой заправки бензин круче или где в Москве самая вкусная пицца. У 90% оппонентов свое собственное мнение на этот счет...

Текст: Дмитрий Колотилин. Фото: Алексей Трошкин. 

Купить моторное масло Motul 300V прямо сейчас!


О 98-м бензине — самом востребованном нашей аудиторией — мы поговорили подробно в предыдущих номерах. Правду о вкусноте пиццы оставим для кулинарных передач, журналов и собственных желудков. А вот разговор об особенностях использования моторного масла поддержим.

Не будем распыляться и выберем Subaru как одну из самых любимых марок автомашин в нашей стране. В качестве же предмета обсуждения изберем находящуюся на слуху у любого обладателя STI топовую линейку масел 300V различной вязкости от компании Motul.

В качестве консультанта любезно согласился выступить главный моторист компании "Успенский Ралли Техника".

Дмитрий Макаров — один из ведущих специалистов по двигателям с индексом EJ в нашей стране. В его активе бесценный автоспортивный опыт, а также опыт по постройке моторов для множества масштабных проектов. Возможность проследить полный жизненный цикл построенных двигателей позволили Дмитрию собрать множество полезной информации о масле. Мы решили этим воспользоваться, собрав перечень вопросов, которые обычно интересуют среднестатистического обладателя мотора с индексом EJ (включая автора интервью).


ТА: Дмитрий, в чем основное отличие линейки 300V от любого другого масла?

Д. М.: Прежде всего это масло может нейтрализовывать большое количество топлива, которое попадает в него при эксплуатации. 

Мощный турбированный двигатель в стоке, выдающий, скажем, 280 л. с. с двух литров рабочего объема, оснащен форсунками большой производительности. Топливо распыляется достаточно плохо, просачивается через кольца и попадает в картер. соответственно, там лучше иметь масло, которое может это топливо нейтрализовать, не теряя ни вязкости, ни других характеристик, что в присадках серии 300V очень хорошо учтено. 

Мы специализируемся на постройке и обслуживании спортивной техники, такой, как раллийные машины группы N. У них есть свои специфические режимы работы в сравнении с обычным автомобилем. 

Например, в режиме Anti-lag (при невысоких оборотах мотора турбина поддерживается в раскрученном состоянии) в картер попадает еще больше бензина. Этот режим как лакмусовая бумажка, показывающая способности масла. Если оно при этом не теряет вязкости, смазывающих свойств, то соответственно не появится задиров и двигатель будет работать дольше. 

При эксплуатации спортивной техники и особенно в турбомоторах, когда используются подобные режимы, масло приходится менять гораздо чаще, по причине того, что уже слишком много топлива в него попало. 

Что касается бытовой эксплуатации, вспомним зимние запуски мотора и начальные пуски. Даже когда лето и довольно тепло, не всегда в цилиндрах проходят вспышки, не всегда смесь воспламеняется, и бензин стекает пленкой по стенкам цилиндров. Соответственно, нужно чем-то этот бензин нейтрализовывать. 

Если брать обычные атмосферные моторы, у которых производительность форсунок 150 200 кубов, то там практически ничего страшного не происходит, топливо очень хорошо распыляется и полностью сгорает, тем более этому способствует высокая степень сжатия. 

А если мы берем турбомоторы с хорошим давлением наддува, допустим. 0.9 -1 бар, и с низкой степенью сжатия, то это ведет к плохому пуску. Соответственно происходит тоже самое — проливается большое количество топлива в масло А у бензина нет нужных смазывающих свойств.

ТА: Производитель Motul регламентирует замену масел серии 300V через 5 тысяч километров пробега. Это обусловлено агрессивностью присадок, которые нейтрализуют негативные моменты работы мотора?

Д.М.: Это вызвано прежде всего тем, что многие автопроизводители стремятся сократить расходы при обслуживании автомобиля, и уменьшают количество масла, которое находится в моторе. Из-за чего получается, что масляная система мотора, в котором 300 сил, вмещает всего 4.5 литра масла. 

На турбомоторах масло охлаждает, смазывает турбину, а там высокие температуры, и оно быстро теряет свои свойства. 

ТА: Другими словами, в любом случае при активной эксплуатации на турбомашинах масло лучше менять чаще, нежели это регламентировано заводом-изготовителем?

Д.М.: Да. Если позволяет объем заливаемого масла, как скажем у Porsche с двигателем воздушного охлаждения, где используется 12 литров, то можно свести к минимуму частые замены. Нужно учитывать условия эксплуатации.

ТА: Поговорим об этих условиях. Какие предпочтения делать по вязкости масла, если соотносить с температурой на улице, эксплуатацией машины?

Д.М.:  Начнем с того что мощные моторы на спортивных машинах, как правило, эксплуатируют летом. Летнее время подразумевает высокие температуры. 

Если брать бытовые случаи, то там найти высокие температуры также не составит труда (стояния в пробках). Соответственно в летнюю погоду (до 30 градусов) лучше использовать 15w-50, либо при очень сильной жаре (выше 30 градусов) — 20w-60 по причине того, что надо как-то бороться с тем, чтобы при масле, разогретом больше 100 градусов, сохранялась его вязкость. 

В это время пуски двигателя происходят при температурах 20-30 градусов тепла, что для подобной вязкости подходит, масло не густеет, мы можем без проблем его эксплуатировать. Подобная вязкость очень хорошо скажется на турбине, поскольку она сильно греет масло. Если при этом использовать масла вязкостью 0, или даже 5, это может довольно плохо сказаться на машинах с высоким давлением наддува, так как температура выхлопных газов может достигать 1000 градусов. Турбина очень сильно раскаляется. 

В то же время, когда устанавливается холодная погода, мы просто не сможем нормально запуститься на масле 20w-60, скажем в минус 20-30 градусов. При таких температурах оно представляет собой густой литол, практически не текуче. 

В этом случае вот что происходит: маслонасос не может подавать масло через штору масляного фильтра, фильтр открывает клапан, и пока двигатель не выйдет на рабочий диапазон температур, мотор работает просто-напросто без фильтра. И при этом вся грязь, которая в процессе работы возможна, облой, или что-то еще, гоняется туда-сюда без фильтрации. 

При холодном запуске густое масло в головку практически не попадает по причине того, что оно туда не доходит, объем масла очень низок. Так что для зимней и для бытовой эксплуатации не сильно нагруженных моторов обычно стоковых — 5w-40. Лету оставьте 15w-50. Масло 5w-40 при зимних температурах средней полосы (если это не сибирские морозы), скажем, в минус 20. текучее и хорошо работает по причине того, что на улице очень хорошее охлаждение, температуры масла не высокие, оно не перегревается. 

ТА: В зависимости от конфигурации мотора, какие рекомендации по вязкости?

Д.М.:  Надо для каждого случая подходить отдельно. Кто-то любит покрутить пятаки зимой, тут и хорошие отрицательны температуры, и нагрузка на мотор (отсутствие обдува радиаторов). Может, человеку нужно давно ставить масляный радиатор и заниматься системой охлаждения масла. В общем, нужно учитывать в каком диапазоне оборотов снимается максимальная мощность. 

Для субаровского мотора (с кованой поршневой, гильзованным, предположим, в 350 сил) летом годится 15w- 50. А если жуткая жара (выше 35 и асфальт раскаляется до 70 градусов), то 20w-60. 

Ну а если имеем серьезно форсированный двигатель, где сильно увеличена мощность, относительно штатного мотора, то все равно при летней эксплуатации целесообразно применять 20w-60. 

Надеюсь, понятен тот факт, что если машину жестко используют, то должен быть правильный прогрев, никто никуда не трогается, не едет на холодном моторе пока температура масла не достигнет 60-70 градусов. 

Относительно масла и его качества, то тут вновь обращаемся к разговору о большом количестве бензина, норовящего попасть в масло. Форсунки с увеличенной производительностью высокофорсированных моторов на средних и низких режимах льют практически струей, часть из которой попадает в работу, а остальная вылетает через клапана, просачиваясь в картер через кольца, смывая масляную пленку и попадая в масляный картер. 

Довольно сложно экономить на масле и лить что попало. Придется очень часто ремонтировать моторы, если мы будем использовать масло не соответствующее требованиям.

ТА: Если сравнить Motul 300V вязкостью 5w-40 с усредненным обычным маслом, то в чем преимущества первого?

Д.М.:  Это настоящая дорогая синтетика на эфирной основе, обладает уникальными свойствами: остается очень стабильным при высоких температурах, попадании топлива, снижает трение, масляная пленка не смывается бензином. 

Когда вскрываешь мотор, который эксплуатировали с использование масла Motul, это сразу заметно: не закоксованы кольца, полное отсутствие отложений в моторе, что говорит о высоком содержании моющих и нейтрализующих присадок. 

Еще один из плюсов этого масла — вы без проблем отличите его от подделки, благодаря фруктово-карамельному запаху. 

В общем, необдуманное использование масла, не подходящего по качеству вашему мотору, может привести к большим расходам на его ремонт. 

Но не стоит сломя голову переходить с одного вида масла на другое. Убедитесь, что от предыдущего масла не осталось сильных отложений, иначе более качественное масло отмоет их, а они в свою очередь забьют масляную систему. 

Если вы решили перейти на новый вид масла, то доверьте это дело специалистам.


© Из журнала "Тюнинг Автомобилей" о масле Motul 300V.

Копирование без активной ссылки на статью запрещено.

Возврат к списку